ежедневно
с 11:00 до 18:00

Интересные материалы

Художники и их ангелы

Ангелы могут быть плодом воображения или предметом веры человека, могут воочию являться в видениях, снах или оставлять едва различимые следы своего присутствия.

Традиции церковного искусства, в частности христианской ортодоксальной иконографии, ставят определенные каноны изображения всех небесных сил (серафимов, херувимов, ангелов и архангелов) в рамках разных религиозных учений.

Светские художники разных эпох, последователи классических или авангардных школ и течений, уделяли особое внимание образам ангелов и неповторимо воплощали их в своих работах. Ангелы изображаются средствами живописи, графики, скульптуры, в современном искусстве часто – ассамбляжа, инсталляции и многих других.

В этой подборке расскажем о некоторых авторах, чьи работы являются всемирно известными шедеврами, самобытными творениями или приятными декоративными вещами, но все ценны оригинальным видением ангельских образов. Работы некоторых современных авторов представлены в Музее «Домик Ангелов».

Джон Страдвик и его ангелы Возрождения

Английский художник Джон Мелхиш Страдвик (1849-1937) наследует творческие установки прерафаэлитов («до Рафаэля») — группы творцов (художников и литераторов), которые провозгласили оппозицию официальному искусству викторианской эпохи и стремились подчеркнуть духовное и идейное родство с искусством Италии раннего Возрождения, до появления Рафаэля – родоначальника академизма в живописи. Прерафаэлиты вернулись к аллегорическим образам, религиозно-мифологическим сюжетам, техникам высокой детализации изображения и использованию глубоких цветов: винного, золотого, темных синего и зеленого.

Джон Страдвик и его ангелы Возрождения
Джон Страдвик и его ангелы Возрождения

Ангелы Джона Страдвика словно сошли с итальянских фресок: высокие, стройные, в изящных одеждах, задумчивые и печальные. Они редко смотрят нам в глаза, обычно их взгляд направлен внутрь себя или вдаль. Ангелы окружены атрибутами прекрасной эпохи: изящно инкрустированными книгами, хрупкими цветами, издающими ангельские звуки музыкальными инструментами – флейтами, арфами, лютнями, клавесинами.

Джон Страдвик и его ангелы Возрождения
Джон Страдвик и его ангелы Возрождения

Художественная манера английского мастера изобилует деталями, которые хочется не торопясь рассматривать. О чем грустят, какие мелодии играют эти небесные создания? Художник дает зрителю возможность наблюдать сцены из жизни ангелов и искать ответы самостоятельно.

Джон Страдвик и его ангелы Возрождения

Илья и Эмилия Кабаковы и их концептуальные ангелы

Илья Кабаков (род. в 1933) — советский и американский художник, представитель московского концептуализма, многие свои произведения создает в соавторстве с женой.

Художник придумал и воплотил в своих работах понятие «тотальная инсталляция»: пространственные арт-объекты занимают всё выставочное пространство и создают единую художественную концепцию. Таким образом каждый объект остается самоценным и в то же время значимым для понимания общего смысла выставки. Героями одной из знаковых для Кабаковых тем (или тематических «матриц») являются ангелы.

В инсталляции «Как встретить ангела?» (установлена в 2009 году на фасаде психиатрической клиники в Амстердаме) ангел воплощает идею недостижимого мира чистых, неземных, мистических существ. Тема стремления маленького человека вырваться за пределы предсказуемого, утлого мира очень важна для авторов. Хрупкая лестница ведёт в неизвестность, и соприкоснуться с ангелом, возможно, не удастся. Только в макете этой инсталляции (имел название «Встреча с ангелом», 2003) можно увидеть, как ангел сам протягивает руки к человеку.

Илья и Эмилия Кабаковы и их концептуальные ангелы
Илья и Эмилия Кабаковы и их концептуальные ангелы
Илья и Эмилия Кабаковы и их концептуальные ангелы

В модели инсталляции «Три ангела» (2002) заглавные герои, как огромные небесные тела, незримо и неслышно пролетают над безликими людьми, бредущими по своему жизненному пути, и знаками присутствия в этом мире оставляют только тени.

Илья и Эмилия Кабаковы и их концептуальные ангелы
Илья и Эмилия Кабаковы и их концептуальные ангелы

Арт-объект «Упавший» — это ангел, существо высшего мира, по каким-то, вероятно, вызванным деятельностью человека причинам лежащий на земле как труп на месте преступления, накрытый брезентом и огороженный сигнальной лентой. Ангел упавший, сбитый или подстреленный, но не павший.

Илья и Эмилия Кабаковы и их концептуальные ангелы
Илья и Эмилия Кабаковы и их концептуальные ангелы

В работе «Как изменить самого себя?» (1988) искусственные крылья ангела способны кардинальным образом изменить жизнь человека, если верить сопроводительному тексту: «Следует надеть на себя крылья, побыть в полном бездействии и молча пять-десять минут, после чего обратиться к своим обычным занятиям, не выходя из комнаты. Через два часа вновь повторить начальную паузу. После двух-трех недель ежедневных процедур воздействие белых крыльев все с большей силой начнет проявлять себя».

Илья и Эмилия Кабаковы и их концептуальные ангелы
Илья и Эмилия Кабаковы и их концептуальные ангелы

Войкан Морар и его бесчисленные ангелы

Войкан Морар – современный сербский художник-самоучка. Его самобытные работы – это крошечные картины, миниатюры (размером всего в несколько сантиметров), сплошь усеянные фигурами ангелов. Они написаны так тонко, что посетители выставок рассматривают их в лупу.

Войкан Морар и его бесчисленные ангелы
Войкан Морар и его бесчисленные ангелы

Манера Морара неповторима: на очень тонко прописанном, порой бесцветном или прозрачном фоне он выпуклыми мазками создает фигуры ангелов. Все они, расправив крылья, устремив руки-палочки вверх, заселяют пространство картины полностью, словно мотыльки в жаркий день заполняют летнее небо.

Войкан Морар и его бесчисленные ангелы

Войкан Морор признается, что и сам бы не сосчитал, как много ангелов изображено на его миниатюрах. Иногда фигуры ангелов создают целые миры, контуры лиц или очертания городов, и тогда, по выражению самого художника, его творения обретают психоделический подтекст.

Войкан Морар и его бесчисленные ангелы

Галина и Люся Чувиляевы и их солнечные ангелы

Галина и Люся — мать и дочь, творческая династия родом из Санкт-Петербурга. Галина родилась на Волге в 1957 году, сейчас она — владелица собственной галереи, член Союза Художников и Дизайнеров России. Люся Чувиляева родилась в Санкт-Петербурге в 1992 году, руководит галереей вместе с мамой.

Галина и Люся Чувиляевы и их солнечные ангелы
Галина и Люся Чувиляевы и их солнечные ангелы

Обе художницы пишут по-детски наивных и милых ангелов. Они получаются озорными и растрепанными, не похожими на традиционные изображения небесных жителей.

Галина и Люся Чувиляевы и их солнечные ангелы

Герои картин Галины и Люси чем-то напоминают домовёнка из известного отечественного мультфильма «Домовёнок Кузя» и, наверное, поэтому картины с солнечными ангелами зрители так любят приобретать и забирать домой.

Галина и Люся Чувиляевы и их солнечные ангелы

Евгения Гапчинская и её «поставщики счастья»

Евгения Гапчинская родилась в Харькове (Украина) в 1974 году. Училась в Харьковском художественном училище и стажировалась в Нюрнбергской Академии искусств.

Евгения Гапчинская и её «поставщики счастья»
Евгения Гапчинская и её «поставщики счастья»

Художница называет себя «поставщиком счастья». Сувенирная продукция во всех возможных вариациях с принтами картин Гапчинской сейчас невероятно популярна и приносит радость очень многим. В Киеве работает авторская «Галерея счастья».

Евгения Гапчинская и её «поставщики счастья»

Ее ангелочки – это милые и забавные дети. На картинах они занимаются своими важными маленькими делами: объедаются шоколадом, чистят картошечку, любуются цветами, озорничают и даже немного вредничают — одним словом, и не думают взрослеть.

Евгения Гапчинская и её «поставщики счастья»

Марина Кутявина и её прилив чувств

Марина Кутявина родилась в Екатеринбурге в 1970 году. Закончила художественно-графический факультет НТГПИ. Член Союза Художников России.

Марина Кутявина и её прилив чувств
Марина Кутявина и её прилив чувств

В картинах Марины всегда присутствует грустная нотка, тепло простых вещей, тоска по детству, по исчезающим душевным мгновениям.

Марина Кутявина и её прилив чувств

Ее ангелы умеют светло грустить, играя заснеженному городу нежные мелодии. Или находят вселенскую красоту в простом полевом цветке. Очень часто художница изображает своих ангелов с музыкальными инструментами в руках, объединяя два вида искусства: изображение (живопись) и звук (музыку).

Марина Кутявина и её прилив чувств

Нино Чакветадзе и её вечный ребёнок

Нино родилась в Тбилиси в 1971 году. Закончила Тбилисскую Государственную Академию художеств. Член Союза Художников Грузии.

На ее полотнах тихие ангелы – мальчики и девочки – с огромными грустными глазами. Сама художница говорит: «Мы все родом из детства, и этот факт заставляет меня рисовать то, что оставило след в моей душе».

Нино Чакветадзе и её вечный ребёнок
Нино Чакветадзе и её вечный ребёнок

Нино признается, что очень любит сказочные старинные двери, за которыми может быть спрятано очень много. Потому ее ангелы с удовольствием исследуют тяжелые «порталы», ведущие в загадочный мир. Художница особенно любит приглушенную цветовую палитру, которая создает чувство волшебства, уютного полумрака.

Нино Чакветадзе и её вечный ребёнок

По словам Нино, ей важно «подарить людям возможность задуматься над тем, на что часто не хватает времени».

Нино Чакветадзе и её вечный ребёнок

Юлия Якушева и её эстетика примитива

Художница Юлия Якушева родилась в 1967 году. Окончила ЛХУ им. В. Серова и Санкт-Петербургскую Академию Художеств им. И.Е. Репина.

В ее работах можно увидеть народные лубочные мотивы, приёмы примитивизма и иконописи, сюжеты городского фольклора и опыт классической живописи.

Юлия Якушева и её эстетика примитива
Юлия Якушева и её эстетика примитива

Используя иконописные техники, художница помещает наивные изображения ангелов на доске, в пространстве ковчега, обрамленного полями. Как говорит сама Юлия, в примитивизме ее притягивает непосредственность, радость восприятия жизни и творчества такими, какие они есть, без рамок и канонов.

Юлия Якушева и её эстетика примитива

Ее ангелы из народа — незатейливые, по-домашнему теплые, такие, как у бабушки на старой открытке. Некоторые сюжеты художницы прямиком отсылают нас к сказочным историям. А потому ангелы Юлии Якушевой кажутся такими близкими, родными и душевными.

Юлия Якушева и её эстетика примитива
Назад к интересным материалам