Художники и их ангелы
Ангелы могут быть плодом воображения или предметом веры человека, могут воочию являться в видениях, снах или оставлять едва различимые следы своего присутствия.
Традиции церковного искусства, в частности христианской ортодоксальной иконографии, ставят определенные каноны изображения всех небесных сил (серафимов, херувимов, ангелов и архангелов) в рамках разных религиозных учений.
Светские художники разных эпох, последователи классических или авангардных школ и течений, уделяли особое внимание образам ангелов и неповторимо воплощали их в своих работах. Ангелы изображаются средствами живописи, графики, скульптуры, в современном искусстве часто – ассамбляжа, инсталляции и многих других.
В этой подборке расскажем о некоторых авторах, чьи работы являются всемирно известными шедеврами, самобытными творениями или приятными декоративными вещами, но все ценны оригинальным видением ангельских образов. Работы некоторых современных авторов представлены в Музее «Домик Ангелов».
Джон Страдвик и его ангелы Возрождения
Английский художник Джон Мелхиш Страдвик (1849-1937) наследует творческие установки прерафаэлитов («до Рафаэля») — группы творцов (художников и литераторов), которые провозгласили оппозицию официальному искусству викторианской эпохи и стремились подчеркнуть духовное и идейное родство с искусством Италии раннего Возрождения, до появления Рафаэля – родоначальника академизма в живописи. Прерафаэлиты вернулись к аллегорическим образам, религиозно-мифологическим сюжетам, техникам высокой детализации изображения и использованию глубоких цветов: винного, золотого, темных синего и зеленого.
Ангелы Джона Страдвика словно сошли с итальянских фресок: высокие, стройные, в изящных одеждах, задумчивые и печальные. Они редко смотрят нам в глаза, обычно их взгляд направлен внутрь себя или вдаль. Ангелы окружены атрибутами прекрасной эпохи: изящно инкрустированными книгами, хрупкими цветами, издающими ангельские звуки музыкальными инструментами – флейтами, арфами, лютнями, клавесинами.
Художественная манера английского мастера изобилует деталями, которые хочется не торопясь рассматривать. О чем грустят, какие мелодии играют эти небесные создания? Художник дает зрителю возможность наблюдать сцены из жизни ангелов и искать ответы самостоятельно.
Илья и Эмилия Кабаковы и их концептуальные ангелы
Илья Кабаков (род. в 1933) — советский и американский художник, представитель московского концептуализма, многие свои произведения создает в соавторстве с женой.
Художник придумал и воплотил в своих работах понятие «тотальная инсталляция»: пространственные арт-объекты занимают всё выставочное пространство и создают единую художественную концепцию. Таким образом каждый объект остается самоценным и в то же время значимым для понимания общего смысла выставки. Героями одной из знаковых для Кабаковых тем (или тематических «матриц») являются ангелы.
В инсталляции «Как встретить ангела?» (установлена в 2009 году на фасаде психиатрической клиники в Амстердаме) ангел воплощает идею недостижимого мира чистых, неземных, мистических существ. Тема стремления маленького человека вырваться за пределы предсказуемого, утлого мира очень важна для авторов. Хрупкая лестница ведёт в неизвестность, и соприкоснуться с ангелом, возможно, не удастся. Только в макете этой инсталляции (имел название «Встреча с ангелом», 2003) можно увидеть, как ангел сам протягивает руки к человеку.
В модели инсталляции «Три ангела» (2002) заглавные герои, как огромные небесные тела, незримо и неслышно пролетают над безликими людьми, бредущими по своему жизненному пути, и знаками присутствия в этом мире оставляют только тени.
Арт-объект «Упавший» — это ангел, существо высшего мира, по каким-то, вероятно, вызванным деятельностью человека причинам лежащий на земле как труп на месте преступления, накрытый брезентом и огороженный сигнальной лентой. Ангел упавший, сбитый или подстреленный, но не павший.
В работе «Как изменить самого себя?» (1988) искусственные крылья ангела способны кардинальным образом изменить жизнь человека, если верить сопроводительному тексту: «Следует надеть на себя крылья, побыть в полном бездействии и молча пять-десять минут, после чего обратиться к своим обычным занятиям, не выходя из комнаты. Через два часа вновь повторить начальную паузу. После двух-трех недель ежедневных процедур воздействие белых крыльев все с большей силой начнет проявлять себя».
Войкан Морар и его бесчисленные ангелы
Войкан Морар – современный сербский художник-самоучка. Его самобытные работы – это крошечные картины, миниатюры (размером всего в несколько сантиметров), сплошь усеянные фигурами ангелов. Они написаны так тонко, что посетители выставок рассматривают их в лупу.
Манера Морара неповторима: на очень тонко прописанном, порой бесцветном или прозрачном фоне он выпуклыми мазками создает фигуры ангелов. Все они, расправив крылья, устремив руки-палочки вверх, заселяют пространство картины полностью, словно мотыльки в жаркий день заполняют летнее небо.
Войкан Морор признается, что и сам бы не сосчитал, как много ангелов изображено на его миниатюрах. Иногда фигуры ангелов создают целые миры, контуры лиц или очертания городов, и тогда, по выражению самого художника, его творения обретают психоделический подтекст.
Галина и Люся Чувиляевы и их солнечные ангелы
Галина и Люся — мать и дочь, творческая династия родом из Санкт-Петербурга. Галина родилась на Волге в 1957 году, сейчас она — владелица собственной галереи, член Союза Художников и Дизайнеров России. Люся Чувиляева родилась в Санкт-Петербурге в 1992 году, руководит галереей вместе с мамой.
Обе художницы пишут по-детски наивных и милых ангелов. Они получаются озорными и растрепанными, не похожими на традиционные изображения небесных жителей.
Герои картин Галины и Люси чем-то напоминают домовёнка из известного отечественного мультфильма «Домовёнок Кузя» и, наверное, поэтому картины с солнечными ангелами зрители так любят приобретать и забирать домой.
Евгения Гапчинская и её «поставщики счастья»
Евгения Гапчинская родилась в Харькове (Украина) в 1974 году. Училась в Харьковском художественном училище и стажировалась в Нюрнбергской Академии искусств.
Художница называет себя «поставщиком счастья». Сувенирная продукция во всех возможных вариациях с принтами картин Гапчинской сейчас невероятно популярна и приносит радость очень многим. В Киеве работает авторская «Галерея счастья».
Ее ангелочки – это милые и забавные дети. На картинах они занимаются своими важными маленькими делами: объедаются шоколадом, чистят картошечку, любуются цветами, озорничают и даже немного вредничают — одним словом, и не думают взрослеть.
Марина Кутявина и её прилив чувств
Марина Кутявина родилась в Екатеринбурге в 1970 году. Закончила художественно-графический факультет НТГПИ. Член Союза Художников России.
В картинах Марины всегда присутствует грустная нотка, тепло простых вещей, тоска по детству, по исчезающим душевным мгновениям.
Ее ангелы умеют светло грустить, играя заснеженному городу нежные мелодии. Или находят вселенскую красоту в простом полевом цветке. Очень часто художница изображает своих ангелов с музыкальными инструментами в руках, объединяя два вида искусства: изображение (живопись) и звук (музыку).
Нино Чакветадзе и её вечный ребёнок
Нино родилась в Тбилиси в 1971 году. Закончила Тбилисскую Государственную Академию художеств. Член Союза Художников Грузии.
На ее полотнах тихие ангелы – мальчики и девочки – с огромными грустными глазами. Сама художница говорит: «Мы все родом из детства, и этот факт заставляет меня рисовать то, что оставило след в моей душе».
Нино признается, что очень любит сказочные старинные двери, за которыми может быть спрятано очень много. Потому ее ангелы с удовольствием исследуют тяжелые «порталы», ведущие в загадочный мир. Художница особенно любит приглушенную цветовую палитру, которая создает чувство волшебства, уютного полумрака.
По словам Нино, ей важно «подарить людям возможность задуматься над тем, на что часто не хватает времени».
Юлия Якушева и её эстетика примитива
Художница Юлия Якушева родилась в 1967 году. Окончила ЛХУ им. В. Серова и Санкт-Петербургскую Академию Художеств им. И.Е. Репина.
В ее работах можно увидеть народные лубочные мотивы, приёмы примитивизма и иконописи, сюжеты городского фольклора и опыт классической живописи.
Используя иконописные техники, художница помещает наивные изображения ангелов на доске, в пространстве ковчега, обрамленного полями. Как говорит сама Юлия, в примитивизме ее притягивает непосредственность, радость восприятия жизни и творчества такими, какие они есть, без рамок и канонов.
Ее ангелы из народа — незатейливые, по-домашнему теплые, такие, как у бабушки на старой открытке. Некоторые сюжеты художницы прямиком отсылают нас к сказочным историям. А потому ангелы Юлии Якушевой кажутся такими близкими, родными и душевными.
Назад к интересным материалам