Музеи нового поколения в Калининградской области
10 июня в Калининграде состоялась межрегиональная конференция по музейной педагогике «Современный музей без барьеров». Организаторы: ГБУ КО ОО «Школа-интернат пос. Сосновка», совместно с Калининградским областным институтом развития образования. На конференции выступили 18 спикеров, среди которых была и Татьяна Арефьева, руководительница Музейной группы ГРЦ «ПАРАDOX» (Музей кошек «МУРАРИУМ», Музей Черепов и Скелетов (МЧС), Музей «Домик Ангелов» и Музей Филинов и Сов «ФилоСовия»).
Мероприятие прошло в трех секциях: «Музей для всех», «Музей и школа», «Музейное арт-пространство для людей с особыми образовательными потребностями». В них выступили педагоги образовательных учреждений региона, а также сотрудники Калининградского зоопарка, Музея «Фридландские ворота», Калининградского областного музея янтаря и даже начальница ветеринарной службы управления ФСИН РФ по Московской области (по телемосту). Татьяна Арефьева представила доклад «Музеи нового поколения» в секции «Музей и школа», посвященной роли музеев в дошкольном, школьном и дополнительном образовании. В своем выступлении она познакомила аудиторию с методами работы с детьми, включая детей с ОВЗ, практикующимися Музейной группой ГРЦ «ПАРАDOX».
Кстати, наша группа была единственной частной организацией на конференции, так как мы часто работаем на благотворительной основе с образовательными организациями. Наши выставки отличаются аттрактивностью, интерактивностью и доступностью, то есть практической вовлеченностью посетителей, что очень нравится детям. Все объекты опираются на принцип трех «У»: «Узнать, Удивиться, Улыбнуться!». Ведь в человеческой памяти дольше всего остаются сведения, полученные через собственный опыт и положительные эмоции (особенно это касается детей).
В Музее «Домик Ангелов» ведется рассказ об образе Ангела в мировой культуре, о понятиях «Добро», «Любовь», «Забота», «Ответственность». Религиозная составляющая темы изложена осторожно, через акцент на образе Ангела как хранителя Человеческой судьбы. Надо признать, что детские группы в этом Музее бывают реже, чем в остальных. Здесь часто используется метод вопросов и ответов: в ходе диалога дети сами определяют, что такое «Хорошо» или «Плохо», ведут работу над эмоциональной отзывчивостью. Очень хорош метод сюжетно-ролевой игры (без костюмов), когда один ребенок исполняет роль Ангела-Хранителя, а второй — его подопечного Человека. Например, предлагается такая ситуация. Человек собрался переходить дорогу на красный свет. Что должен сказать ему Ангел, чтобы предостеречь его? Дети самостоятельно решают подобные задачи.
Так зачем детям музеи?.. Они знакомят с различными культурами, развивают интерес к самостоятельной деятельности и эмоциональную отзывчивость, воспитывают умение и желание взаимодействовать со сверстниками и окружающими людьми. Также посещение музеев детьми дошкольного и школьного возраста, включая детей с ОВЗ, развивает у них социальные навыки и умение адаптироваться на незнакомом месте и адекватно реагировать на различные ситуации.
Вместе организуем современный музей без барьеров!
Назад к событиям и новостям